FORUM :: ФОРУМ  
Грузия: новый портал  
Домой | По разделам | Последние 80  
Домой
Профиль
Вопросы
 
Поиск
 
Форум  (80)  (К)
Фотогалерея
Файлы
Публикации
Журналы
Рецепты
Ссылки

1937
Родилась Софья Михайловна ЧИАУРЕЛИ, грузинская актриса ("Не горюй", "Хевсурская баллада", "Миллион в брачной корзине", "Ищите женщину").

1921
Подписывается Союзный договор между РСФСР и Грузинской ССР.

search pnForum latest posts Note: Registered users can subscribe to notifications about new posts Note: Registered users can subscribe to notifications about new posts

to previous topic Print topic to next topic

Start ::  ИСТОРИЯ ::  История Грузии ::  Великое духовно-культурно-историческое наследие в Юго-Западной Грузии
Moderated by: Модератор форума "История"

Goto page : 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 Next Page
Bottom 

Великое духовно-культурно-историческое наследие в Юго-Западной Грузии

Симон Posted: 01.03.2006, 04:17
Модератор
Модератор
Симон

registered: 23.05.03
Posts: 1627

Грузiя/Одеса
  
last visit: 10.05.18
Представляю Вашему внимание топик, посвященный духовно-культурно–историческому наследию грузинского народа в Юго-Западной Грузии.


Здесь вы увидите воочию то, что создавал грузинский народ в этой части Грузии, которое преданы забвении и поруганию. Узнаете их историю.

Вы увидите многочисленные храмы и монастыри, крепости, которые служили духовным и материальным бастионом от вторжения иноземных захватчиков.

В подготовке русскоязычного варианта текста описания архитектурных памятников, оказали большую помощь мои друзья, настоящие деятельные патриоты Грузии: r – всем известный здесь - Дато Бокучава и დათიკო (Датико) с форума http://forum.ge , за что выражаю свое большое спасибо.

Постепенно буду выкладывать фотографии, посвященные тому или иному памятнику.
Фотографии взяты из различных источников, как ранее известные в Интернете так и большой частью нет. А также были предоставлены людьми, которые посетили этой край.


Если у Вас есть дополнительная информация по этой теме, то настоятельно прошу Вас, присылать мне ее на имейл: simonkartveli@yandex.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

Как бы я хотел бы, что и Вы ощутили и испытали тоже самое, что и я постоянно испытываю, когда я вижу и думаю о наших попранных грузинских храмах расположенных в политом обильно кровью крае. Думаю о его истории, жизни тех людей, которые когда то жили там и вторили там, оставшихся потомках.

Наши предки возводили эти храмы, архитектор создавал из камня свое творение, народ лелеял, высекал из камня мозолистой рукой резьбу на каменных стенах храмов, заливал известковый раствор, скреплял один камень с другим, точно подгоняя один обработанный камень к другому. Покрывая стены храма резными узорами, народ воплощал в камне окружающую природу – мир животных, растений, людей. Так шаг за шагом здесь в Юго-Западной Грузии, как и во всей Грузии, несмотря на трудности, окружающую опасность, тут строились храмы. А после храмы покрывались фресками искусными художниками, которые кропотливо выводили плавными линиями лики святых, грузинских царей и лик самого Христа.

Творческая деятельность кипела и множилась, пока не была насильно прервана и погашена. А теперпь молитва, обращенная к Богу больше в храмах не возносится.

Словами, какие они не были точные и емкие не были, не передать весь тот спектр чувств, эмоций, мыслей, которые испытываю я при обращении к этой части Грузии.

Ведь теперь мы также не узнаем и не услышим, какие песни пели наши предки, какие танцы они исполняли ...



Белла Ахмадулина
Ты такое глубокое...


Книга: Белла Ахмадулина. Сборник стихов



Ты такое глубокое,
небо грузинское,
ты такое глубокое и голубое.
Никто из тех, кто тебе грозился,
приюта не обрел под тобою.
Ни турки, ни персы
и ни монголы
не отдохнули под тобой на траве,
не заслонили цветов магнолий,
нарисованных на твоей синеве.
Ошки,
и Зарзма,
и древний Тао
поют о величье твоем,
о небо!
Птицы в тебе летают
и теряются в тебе,
голубом...




Фото буду много выкладывать, если у когото не все фото будут сразу открываться, из-за скорости инета, то обновите страницу и тогда вы увидите постепенно их все.


С уважением, Симон


P.S. При использовании информации и материалов (в печатных публикациях, на интернет сайтах и др.), размещеных в этом топике и мною подготовленных (там где не указан источник используемой информации), обязательно указание авторства, а в интернете, также и ссылки на данный сайт.

Данная информация уже используется в печатных публикациях. Если есть вопросы и предложение я с радостью готов их обсудить с вами. Пишите





edited by: Симон, 11 Июль, 2006 г. - 20:37


1. Я ЗНАЮ, У МОЕГО НАРОДА ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
2. ОСТАНОВИСЬ И ЗАДУМАЙСЯ, А ЧТО Я ДЕЛАЮ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБ БЫЛО ВСЕ ХОРОШО?!

Top  Profile send PM Homepage
 
Симон Posted: 01.03.2006, 04:28
Модератор
Модератор
Симон

registered: 23.05.03
Posts: 1627

Грузiя/Одеса
  
last visit: 10.05.18
Краткая историческая справка по Юго-Западной Грузии - "Тао-Кларджети".


Грузия страна с древнейшей историей и самобытной культурой, толщи которой уходят в глубь тысячелетий. Доказательством тому, многочисленные памятники великого наследия грузинского народа, создававшиеся непрерывно на протяжении всего времени.

Один из уникальных, исторических регионов Грузии является области Юго-Западной Грузии. Каждому грузину особенно дорог этот край.

Там расположены земли исторических провинций, известные под названием «Тао-Кларджети», населенные издревле грузинами, с богатой историей и культурой. «Тао-Кларджети» - сокращенная форма для обозначения исторических древнегрузинских территорий, большая часть которых сегодня политически находится в пределах Турции. Эти земли являются частью Юго-Западной Грузии, в состав которой входят провинции Кларджети, Тао, Спери, Тортуми, Самцхе, Джавахети, Артаани, Кола и др.

Для Грузии Тао-Кларджети знаменателен, в первую очередь, тремя основными явлениями:
1. Христианство впервые проникло в Грузию этим путем;
2. здесь был заложен фундамент единого Грузинского государства;
3. здесь были созданы важнейшие памятники грузинской культуры - церковного и светского зодчества, духовной литературы, монументальной живописи, ювелирного искусства и др.

На протяжении времени, этот край, благодаря многовековой упорной борьбе и своему географическому положению бережно хранил свою национальную и культурную сущность. В 12 веке до н.э. на этой территории возникает одно из первых (наряду с Колхидой) государственных образований грузинских племен – государство Диаохи, хорошо известное по древневосточным ассирийским и урартийским надписям.
Еще в своей книге «Аннабис» Ксенофонт, после путешествия греков через эти места, упоминал грузинское население края - таохов, как мужественных и отважных защитников своей свободы.

Позже территория с VI в. до н.э. входит в знаменитое Колхидское царство, в котором побывали аргонавты, пораженные его культурой и величием.
В IV в. до н.э. с центром в Восточной части Грузии, возникло хорошо известное древнегрузинское Иберийское (Картлийское) царство. Рассматриваемый нами регион с грузинским населением не был оставлен за его пределами, а составил одну из его провинций, так называемую в летописях Земо Картли (Внешняя Картли).

Начиная со времен расширения границ Римской Империи на восток и появления затем Византийской Империи регион попадает временно в пределы последней.

По летописным источникам в Юго-Западной Грузии, известен древнегрузинский город-центр Артануджи, культурно-религиозный центр Опиза. Заботу об их укреплении и развитии проявлял знаменитый грузинский царь Вахтанг Горгасал (V век н.э.).

В начале IX века в Юго-западной Грузии, в эпоху феодальной раздробленности, возникает, хорошо известное по различным источникам, грузинское Тао-Кларджетское (Картвельское) царство с центром в Тао, ведущее свое название от грузинского племени таохов. Провинции царства составляют Тао, Кларджети, Шавшети, Кола, Артаани, Ачара (Аджария), Джавахети и некоторые другие.
Основателем царства, после прибытия из Тбилиси, является Ашот Багратиони, положивший начало знаменитой грузинской династии, происходившей из грузинской провинции Спери, нынешний Испир в Турции.
После прибытия Ашота Багратиони начинается небывалое возрождение края, пострадавшее ранее в результате нашествия арабов.

Также возрождение этого региона связано с именем Григола Хандзтели и его учеников, которые начали уже в конце VIII века, большое монастырско-церковное возрождение края при поддержке светских властей, что в итоге привело к возведению огромного количества храмов, имеющих выдающееся, мировое значение.
Это храмовые сооружения, церкви и монастыри, хорошо известные под названием Бана, Хахули, Панаскерти, Ошки, Олтиси, Ишхани, Экеки, Таоскари, Калмахи, Пархали (в Тао), многие из которых находятся в плачевном состоянии. Севернее расположены – Опиза, Хандзта, Анчи, Парехи, Мере, Даба, Джмерки, Порта, Долискана, Порта, Баралети, Берта, Тбети, Схалтба, Занави. Все эти сооружения необыкновенно красивы, и знаменуют собой очередную высоко культурную ступень развития грузинской национальной архитектуры, являясь шедеврами искусства, однако многие храмы требуют срочной реставрации.

Здесь работали выдающиеся представители грузинской феодальной общественности и культуры – Григорий Хандзтийский (Григол Хандзтели, конец VIII в. — первая половина IX в.), Серапион и Басиль Зарзмели, Георгий Мерчули, Арсений Сапарели, Дачи, Григол Ошкели, известные гимнографы Иоанэ Мтбевари, Микель Мод-рекили (из Ошки), Иоанэ Конкозисдзе и другие. Отсюда были родом знаменитые деятели Афонской грузинской лавры – победитель мятежного полководца Варды Склира Торникэ, спасший Византийскую империю в трудную минуту, Иоанэ и сын последнего, один из самых выдающихся представителей древней Грузии – Евфимий Ибер, или Афонский. Здесь созданы такие блестящие памятники древнегрузинской церковной письменности, как жития Серапиона Зарзмели, Григола Хандзтели, Гоброна-Микеля и других. Тут переписывались и создавались новые рукописи, осуществлялись переводы, создавались миниатюры и др. Недаром этот край именовался в те времена «Грузинским Синаем».

На рубеже X – XI веков происходит объединение всех грузинских феодальных царств, а именно Тао-Кларджетское царство объединяется сначала с Абхазским царством со столицей в древнегрузинском городе Кутаиси, а позже и с Кахетинским царством, что привело, в итоге, к политическому объединению Грузии и созданию мощной монархии, во главе с династией Багратиони. Примечательно, что после этого, воины из Тао-Кларджети, составляли всегда авангард в войске Грузии, являясь одной из его самых боеспособных частей. Следует также не забывать очень важную деталь, что уже с середины XI века и на протяжении последующих веков, Грузия остается единственным христианским государством на Кавказе, дающая отпор иноземным ордам. А албанские и армянские христианские царства на Кавказе навсегда исчезли под натиском иноземных завоевателей.

Окончательное, политическое объединение Грузии привело к дальнейшему еще более прогрессивному развитию грузинской культуры и искусства. Создаются замечательные архитектурные сооружения по всей Грузии, внесенные (на территории нынешней Грузии), в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО развивается фресковая живопись, литературная деятельность, активно прогрессируют все иные отрасли и направления грузинского искусства. Вскоре Грузия вступает в «Золотой век», который дал миру «Витязя в тигровой шкуре» знаменитого Шота Руставели.
К XIII веку, в эпоху царицы Тамар, Грузия достигает своего наивысшего политического могущества, став самым мощным и сильным государством во всей Передней Азии, являясь надежным бастионом для христианства. Даже спустя многие века, Иван Грозный воодушевлял своих воинов ратными подвигами грузинской царицы Тамар.

Из-за последующих иноземных нашествий, к концу XV века произошло ослабление и политическое раздробление Грузии. А этот край Грузии, составил достаточно мощное княжество Самцхе-Саатабаго правителей рода Джакели. Несмотря на это вся Грузия готовится к походу для освобождения Константинополя (Стамбула) от турок, обязавшись выставить 100 тысяч грузинских воинов, однако оно не было поддержано европейскими правителями.

При этом, уже с середины ХVI века началось завоевание Юго-Западной Грузии турками. После проведенной переписи в Юго-Западной Грузии на момент начала завоевания тогда насчитывалась 1161 грузинская деревня. Постепенно этот процветающий край, с многочисленными вековыми духовно-культурными центрами грузинского народа приходит в упадок. При этом, на протяжении всего времени после завоевания уничтожались памятники грузинского искусства и наследия, храмы, монастыри, рукописи и т.д. После завоевания грузинское население края стало покидать край, оставшееся же население подверглось в значительной части насильственной исламизации. Большое число грузинских православных храмов переделали в мусульманские мечети.

В 1878 году, после русско-турецких войн на Кавказе, в которых участвовало грузинские народное ополчение, край входит в пределы Российской империи.

В 1918-1919 годах, уже повторно пришлось, в период Грузинской Демократической Республики, освобождать край от контроля турок. В это время заключаются международные договоры, признающие бесспорное право Грузии на эти территории. Таким образом, край, который так дорог каждому грузину был возвращен.

Однако, в 1921 году, после насильственного захвата Грузии Россией, спланированному совместно с Турцией, а также последующей советизации Грузии, по навязанному для Грузии Карсскому Договору от 1921 года, заключенному между Россией и Турцией, исторические грузинские земли (провинции Тао, Кларджети, Артаани, Шавшети, Кола и др.) были оторваны от Грузии и по договоренности переданы Турции. Осуществляется задача насильственного и сговореннного расчленения Грузии.

Коренное грузинское население этих мест, подвергается насильственному переселению во внутренние районы Турции (Анатолию).

В ХХ веке турецкие власти продолжают политику уничтожения культурно-исторического наследия грузинского народа, подрывая храмы. Так, например, в 60 годах были подорваны многовековые духовно-культурные центры, монастырские комплексы Опиза, Тбети.

Активно продолжается процесс изменения грузинских наименований и топонимики, а также продолжается политика насильственного отуречивания и полной языковой ассимиляции оставшегося грузинского населения и родственных им лазов, преследования лиц, которые хотят сохранить грузинскую культуру.
В настоящее время до сих пор еще не включены в Список Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО, оставшиеся памятники шедевров грузинской архитектуры (например, Ошки, Хахули, Ишхани, Бана). Памятники грузинской культуры находятся в плачевном состоянии, процесс их разрушения не останавливается, все более усугубляясь.

Грузинская православная церковь, Правительство Грузии в создавшейся ситуации, пытается принять все посильные меры, в том числе обращаясь к руководству Турции, направленные на спасение от окончательного уничтожения многочисленных архитектурных памятников грузинской архитектуры, составляющих уникальную часть наследия мировой культуры и истории.







Увидеть историю на картах можно как на nukri.info, в разделе "Карты Грузии", а также на сайте, в разделе история!:

http://www.conflicts.rem33.com/GEORGIA.htm

например, время - Тао-Кларджетского царства 9-10 век.

http://www.conflicts.rem33.com/images/Georgia/geor_histr%202.htm

http://image005.mylivepage.com/chunk5/37035/23/Carstvo%20Tao%20klardjeti.JPG

Или время политически единой Грузии, например отрезок при Давиде Строителе (карта начала 13 века)

и др. все можно посмотреть по указанным ссылкам.

http://image005.mylivepage.com/chunk5/37035/33/Nashe%20tao.jpg


http://www.conflicts.rem33.com/images/Georgia/geor_histr%2021.htm

Очень интересная, познавательная статья, где много внимания уделено грузинскому вопросу, здесь

Армяно - турецкий вопрос

http://nukri.org/index.php?name=News&file=article&sid=485







edited by: Симон, 05 Мар, 2008 г. - 12:15


1. Я ЗНАЮ, У МОЕГО НАРОДА ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
2. ОСТАНОВИСЬ И ЗАДУМАЙСЯ, А ЧТО Я ДЕЛАЮ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБ БЫЛО ВСЕ ХОРОШО?!

Top  Profile send PM Homepage
 
Симон Posted: 01.03.2006, 04:37
Модератор
Модератор
Симон

registered: 23.05.03
Posts: 1627

Грузiя/Одеса
  
last visit: 10.05.18
Карта как ехать туда по дороге в Грузии из Тбилиси.

http://i50.photobucket.com/albums/f305/Simonkartveli/georgia-map1_919.jpg

Карта автомобильных дорог, ведь можно поехать туда и из Батуми.


http://i50.photobucket.com/albums/f305/Simonkartveli/map1_158.gif



отредактировано: Симон, 02 Мар, 2006 г. - 19:24 PM


1. Я ЗНАЮ, У МОЕГО НАРОДА ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
2. ОСТАНОВИСЬ И ЗАДУМАЙСЯ, А ЧТО Я ДЕЛАЮ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБ БЫЛО ВСЕ ХОРОШО?!

Top  Profile send PM Homepage
 
Симон Posted: 01.03.2006, 04:44
Модератор
Модератор
Симон

registered: 23.05.03
Posts: 1627

Грузiя/Одеса
  
last visit: 10.05.18
Памятники (основные) грузинского зодчества в "Тао-кларджети" - Юго Западной Грузии.

http://i50.photobucket.com/albums/f305/Simonkartveli/.jpg

Еще одна карта, где вы можете увидеть их стилизацию на карте (не всех)

http://image004.mylivepage.com/chunk4/65676/50/tao.jpg



отредактировано: Симон, 02 Мар, 2006 г. - 20:10 PM


1. Я ЗНАЮ, У МОЕГО НАРОДА ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
2. ОСТАНОВИСЬ И ЗАДУМАЙСЯ, А ЧТО Я ДЕЛАЮ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБ БЫЛО ВСЕ ХОРОШО?!

Top  Profile send PM Homepage
 
Curly Posted: 01.03.2006, 05:21



registered: 25.11.04
Posts: 375


  
last visit: 25.07.10
Симон, спасибо за очередную интересную и познавательную тему!

Именно такие темы должны интересовать любителей Грузии. Увидеть и понять суть народа можно, познав его историю, фольклор, культуру, язык (IMHO)
Top  Profile send PM
 
Симон Posted: 01.03.2006, 05:31
Модератор
Модератор
Симон

registered: 23.05.03
Posts: 1627

Грузiя/Одеса
  
last visit: 10.05.18
Curly , спасибо, ты права на 200 %

А вот кое кто для информации из грузинско-турецких отношений, для того что бы не было особых илюзий инфа от компетентоного очень источника и общеизвестиная также:


1997 год - делегация под руководством грузинского актера и режиссера Гоги Харабадзе "свернула" в сторону от трассы батуми-Стамбул и навестила гюрджийские деревни, сняла на камеру несколько наших храмов - Харабадзе со-товарищи арестовали турецкие жандармы а пленку конфисковали, немыслимое дело это было еще 9 лет назад...


1998 год - в Карвасла (Караван-Сарай) в Тбилиси немецкий художник (вспомню фамилию), помоему Райцингер открыл выставку картин с нашими храмами на территории Грузии - которые он тайком зарисовывал, так как турки и у него отобрали фотоаппарт. Мы с Патриархом вместе были на этой выставке - оба плакали, не скрою...




отредактировано: Симон, 08 Мар, 2006 г. - 19:22 PM


1. Я ЗНАЮ, У МОЕГО НАРОДА ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
2. ОСТАНОВИСЬ И ЗАДУМАЙСЯ, А ЧТО Я ДЕЛАЮ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБ БЫЛО ВСЕ ХОРОШО?!

Top  Profile send PM Homepage
 
Симон Posted: 01.03.2006, 07:00
Модератор
Модератор
Симон

registered: 23.05.03
Posts: 1627

Грузiя/Одеса
  
last visit: 10.05.18
Начнем наше путешествие с грандиозного грузинского храма известный под названием Бана, расположенный в провинции Тао Юго-Западной Грузии.
Да сейчас, от него остались руины, но даже в руинах он поражает своими размерами и былым величием.
Да есть другие памятник грузинского зодчества на этой территории, которые сохранились намного лучше, но начнем все таки с этого, так как он знаменует талант тех, которые создавали это наследие грузинского народа.
Позже я постираюсь вам предоставить реконструкцию этого храма. А пока его стилизацию можно увидеть под номером 49 на карте архитектурных памятников. Но это как понимаете далеко не то, не дает ясного впечатления.


Вот предлагаю вам выписанное извлечение из книги:

"Исторические хроники Грузии". Челидзе. Том 1.

История сохранила весьма скудные сведения о жизни Грузии этой эпохи вообще, и каждый факт или памятник приобретают особое значение для восстановления общей картины.
Одним словом, мы не знаем, как выглядела царская резиденция» но зато располагаем достаточно обширными сведениями о том, каким был храм, построенный царем Адарнасе ІІ, и по нему можем судить о масштабах деятельности и о планах царя. Правда, сведения и впечатления эти достаточно позднего периода. Ученые, описавшие храм Бана, застали его уже в полуразрушенном состоянии. Первый из описавших впечатления от него посетил эти места в 40-е годы XIX века. Храм Бана стоит неподалеку от небольшого села, в пустынной, безлюдной местности. Свидетели двенадцати жестоких веков, запущенные, поруганные руины - остатки былой красоты, поражающий величием и гордостью.
На протяжении долгих веков много проникнутых злобой глаз глядело на гордо высящиеся стены и теряющийся в небе купол. Дружескому же глазу они предстали уже обрушенными.
Самое раннее из приведенных описаний Бана (1843 г.) принадлежит иностранцу. Через тридцать пять лет памятник вновь посещает зарубежный исследователь. И наконец вскоре после него приходят грузинские ученые, с сыновней болью и нежностью касаются они руками вековых степ, ласкают взором храм, оторванный от отчизны. Фотографии сохранили для нас его облик того периода. К сожалению, первый исследователь, посетивший храм, оставил лишь общие описания и не мог запечатлеть его на фотопленке. К сожалению потому, что в последующие тридцать лет храм подвергся ужасным разрушениям и пострадал больше, чем за предыдущие двенадцать веков!..
Мы приводим письменные описания памятника (без соблюдения хронологии). Начнем с впечатлений грузинского ученого: «Банский храм составил бы украшение любой европейской столицы, печать грандиозности, красоты и изящества Баны не утратилась и в руинах.. Все это свидетельствует о былом великолепии, красоте и изяществе Баны».
Эти слова принадлежат 3. Такайшвили, который впервые в 1902 г. посетил развалины. К этому времени и относятся первые фотография храма. Э. Такайшвили с горечью пишет о том, что не удалось запечатлеть Бана лет двадцать - тридцать назад, до того, как храм подвергся разрушению.
Описание и впечатление Э. Такайшвили были опубликованы в сборнике 1909 г. (на русском языке).
В том же сборнике помещены записки немецкого ученого: «Это, без сомнения, самое красивое и самое великолепное из всего того, что я видел в этом роде на всем Востоке, исключая Константинополь. Все здание казалось снаружи как бы в форме громадного купола, поперечный диаметр которого равнялся почти высоте купола».
А вот отрывок из дневника другого иностранного путешественника, посетившего Бана в 1879 г.: «23 июня 1879 г. Пенякский храм1.

1 Бана расположена рядом с деревней Пянаки (Пеняки), на берегу маленькой речки.

Свод провалился, наружная облицовка стен ободрана. Ахмед-бег говорит, что над входом была надпись, но жители взяли камень напостройку... Колонны в храме повалены... Один из пенякских жителей рассказал, что свод обрушился года четыре тому назад после дождя. По его же словам, пол был выстлан камнем, гладким, как стекло...»
Между первой и второй записью прошло тридцать пять лет, в течение которых древний храм стал свидетелем и участником жестоких боев, И то, что уцелело в веках, погибло теперь, во время русско-турецкой войны.
Грузинские ученые, как уже было сказано, прибыли в Бана позднее и застали уже руины. Камни с надписями были растащены, фрески осыпались, купол обвалился, и весь- храм изуродован пристройкой сооружений.
Вот описание 1881 г., принадлежащее перу историка Дм. Бакрадзе: «Церковь была обезображена пристройкой двух башен и надстройкой кругом на самом корпусе, образовавшем галерею с бойницами. Видно, при напоре турок она обращена была в крепость, и турки при осаде разорили ее. Она, как видно, выдержала сильный и продолжительный огонь. Купол совершенно сбит; стены тоже сильно пострадали. Ни надписей, ни фресок уже не оказывается...»


Добавлю от себя то, что недавно были обнаружены грузинские надписи на храме Бана, а также отдельные камни с инициалами грузинских мастеров (так принято в строительстве средневековой Грузии).

Вот выписка из грузиских летописей:

О постройке храма Бана в конце IX вначале Х вв. сообщает грузинский историк первой половины ХІ века Сумбат Давитисдзе: «Адарнасе, сын убитого Куропалата Давида, построил Бану рукою Квирике Банели, который был сделан первым епископом Баны».


Вот что взято из Грузинской советской энциклопедии (в переводе оказали помощь указанные выше люди):

ბანა
საქართველოს ერთ-ერთი საეკლესიო და სახელმწიფროებრივი ცენტრი ისტორიულ ტაოს ტერიტორიაზე, ჭოროხის ხეობაში, მდინარე ბანის მარჯვენა ნაპირას. ამჟამად თურქეთის საზღვრებშია `ფანაკის~ სახელწოდებით. VII ს, შუა წლებში აქ ააშენეს დიდი ტაძარი. ადარნასე II-ის დროს (881-923) დაარსდა ბანის საეპისკოპოსო, ხოლო ტაძარი გადაკეთდა. ზოგჯერ ბანა მეფეთა სამყოფი იყო. X_XI საუკუნეებში ბანაში მოღვაწე ზაქარია ბანელის თაოსნობით ბევრი ძვირფასი ხელნაწერი შეიქმნა. ბანის ტაძარი ძველი ქართული ხუროთმოძღვრების თვალსაჩინო ძეგლია. დიდი ზომის მაღალ ტეტრაკონქს გარს ეკვრის თითქმის 40 მ. დიამეტრის მრავალწახნაგა გარსშემოსავლელი. შუაში აღმართულია ცილინდრული გუმბათის ყელი. ტეტრაკონქის მკლავებს შორის განლაგბულია გუმბათქვეშა ბურჯები _ პილონები, სადაც სამ იარუსად მოწყობილი სადგომებია (პატრონიკები), ხოლო ოთხივე აფსიდის ქვემოთა ნაწილი, ჩვეულებრივი მთლიანი კედლის ნაცვლად, გამჭოლი თაღედით გარსშემოსასვლელისაკენ იხსნება. შენობის მთელი სიმაღლე 30 მ აღემატება. ტაძრის ხუროთმოძღვრული დეტალები და მორთულობა ტექნიკური ოსტატობით და მაღალმხატვრულობით გამოირჩევა. აფსიდებისა და პატრონიკეთა მალებში მოთავსებული მრგვალი სვეტები შემკულია ვოლუტებიანი სვეტისთავებით, ფასადის მთელ პერიმეტერს მისდევს დეკორატიული თაღედი, თაღებს ზემოთ კი მცენარეული ჩუქურთმები.

ქ.ს.ე. ტ. გვ.

БАНА

Один из политических и религиозных центров историко-географической провинции Тао, в красивейшем ущелье реки Чорохи, на правом берегу реки Бана. Сегодня Бана находится в пределах Турции и известна под названием Панаки. В середине VII века в этом месте был построена большая церковь. Во время правления Адарнесе II (881-923) была основана Банская епархия, а сооружение было перестроено. Время от времени здесь пребывали цари. В 10-11 вв под руководством Закариа Банели, здесь было создано множество ценных рукописей. Банский монастырь – один из наиболее выдающихся примеров древнегрузинской архитектуры. Огромный, высокий тетраконх опоясан многосторонним круговым обходом диаметром в 40-метров. Посредине возведён купол цилиндрической формы. Между рукавами тетраконха расположены подкупольные опоры, на которых имеются ниши, расположенные в трёх ярусах; нижняя часть апсида, в место обычной стены, открытым пространством выходит к круговому обходу. Здание имеют высоту более 30 метров. Архитектурные детали и орнаменты монастыря высоко художественны и сделаны с большим мастерством. Круглые колонны апсиды украшены резьбой; фасад храма также украшен декорированными сводами и резным растительным орнаментом.


Грузинская советская энциклопедия, том 3.

BANA
One of the state and religious centers on the territory of historic Tao, in the picturesque Chorokhi gorge, on the right bank of the river Bana. Currently it is within the territory of Turkey and is known under the name of “Panaki” In the 7th century a large monastery was built on the site. During the reign of Adarnese II (881-923) Bana Bishopric was founded and the monument itself was changed. At times kings resided here. In the 10th-11th centuries many valuable manuscripts were created under Zakaria Baneli. Bana monastery is one of the most outstanding examples of old Georgian architecture. A large, high tetragon is encircled with a 40 meter diameter many-sided roundabout. A cylindrical cupola is erected in the middle. Among the axes of the tetragon are located cupola abutments - pylons, where habitations (chambers) arranged in three circles are located; the lower part of all the four apses with through arcade instead of the common whole wall is directed towards the roundabout. The building is more than 30 meters in height. Architectural details and ornaments of the monastery are highly artistic and noted for their technical mastery. The round pillars of the apses and chambers are decorated with vaults; the façade is also decorated with vaults and ornamental carving of plant images.

Georgian Soviet Encyclopedia v. 3








отредактировано: Симон, 02 Мар, 2006 г. - 17:21 PM


1. Я ЗНАЮ, У МОЕГО НАРОДА ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
2. ОСТАНОВИСЬ И ЗАДУМАЙСЯ, А ЧТО Я ДЕЛАЮ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБ БЫЛО ВСЕ ХОРОШО?!

Top  Profile send PM Homepage
 
Симон Posted: 01.03.2006, 09:29
Модератор
Модератор
Симон

registered: 23.05.03
Posts: 1627

Грузiя/Одеса
  
last visit: 10.05.18
Местность в Тао , вокруг храма!


http://image004.mylivepage.com/chunk4/65676/50/%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%B011.jpg




отредактировано: Симон, 02 Мар, 2006 г. - 20:22 PM


1. Я ЗНАЮ, У МОЕГО НАРОДА ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
2. ОСТАНОВИСЬ И ЗАДУМАЙСЯ, А ЧТО Я ДЕЛАЮ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБ БЫЛО ВСЕ ХОРОШО?!

Top  Profile send PM Homepage
 
Симон Posted: 01.03.2006, 09:34
Модератор
Модератор
Симон

registered: 23.05.03
Posts: 1627

Грузiя/Одеса
  
last visit: 10.05.18
Высота стен храма от основания примерно 15 метров, вокруг все завалено руиннами храма высотой в несколько метров, поэтому основа скрыта под ними.


http://image004.mylivepage.com/chunk4/65676/50/%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%B0.jpg



отредактировано: Симон, 02 Мар, 2006 г. - 20:24 PM


1. Я ЗНАЮ, У МОЕГО НАРОДА ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
2. ОСТАНОВИСЬ И ЗАДУМАЙСЯ, А ЧТО Я ДЕЛАЮ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБ БЫЛО ВСЕ ХОРОШО?!

Top  Profile send PM Homepage
 
Симон Posted: 01.03.2006, 09:35
Модератор
Модератор
Симон

registered: 23.05.03
Posts: 1627

Грузiя/Одеса
  
last visit: 10.05.18
http://image004.mylivepage.com/chunk4/65676/50/%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%B010.jpg



отредактировано: Симон, 02 Мар, 2006 г. - 20:26 PM


1. Я ЗНАЮ, У МОЕГО НАРОДА ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
2. ОСТАНОВИСЬ И ЗАДУМАЙСЯ, А ЧТО Я ДЕЛАЮ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБ БЫЛО ВСЕ ХОРОШО?!

Top  Profile send PM Homepage
 
Симон Posted: 01.03.2006, 09:36
Модератор
Модератор
Симон

registered: 23.05.03
Posts: 1627

Грузiя/Одеса
  
last visit: 10.05.18
http://image004.mylivepage.com/chunk4/65676/50/bana05.jpg



отредактировано: Симон, 02 Мар, 2006 г. - 20:27 PM


1. Я ЗНАЮ, У МОЕГО НАРОДА ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
2. ОСТАНОВИСЬ И ЗАДУМАЙСЯ, А ЧТО Я ДЕЛАЮ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБ БЫЛО ВСЕ ХОРОШО?!

Top  Profile send PM Homepage
 
Симон Posted: 01.03.2006, 09:37
Модератор
Модератор
Симон

registered: 23.05.03
Posts: 1627

Грузiя/Одеса
  
last visit: 10.05.18


http://image004.mylivepage.com/chunk4/65676/50/%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%B09.jpg



отредактировано: Симон, 02 Мар, 2006 г. - 20:31 PM


1. Я ЗНАЮ, У МОЕГО НАРОДА ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
2. ОСТАНОВИСЬ И ЗАДУМАЙСЯ, А ЧТО Я ДЕЛАЮ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБ БЫЛО ВСЕ ХОРОШО?!

Top  Profile send PM Homepage
 
Симон Posted: 01.03.2006, 09:38
Модератор
Модератор
Симон

registered: 23.05.03
Posts: 1627

Грузiя/Одеса
  
last visit: 10.05.18
http://image004.mylivepage.com/chunk4/65676/50/%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%B07.jpg



отредактировано: Симон, 02 Мар, 2006 г. - 20:32 PM


1. Я ЗНАЮ, У МОЕГО НАРОДА ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
2. ОСТАНОВИСЬ И ЗАДУМАЙСЯ, А ЧТО Я ДЕЛАЮ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБ БЫЛО ВСЕ ХОРОШО?!

Top  Profile send PM Homepage
 
Симон Posted: 01.03.2006, 09:42
Модератор
Модератор
Симон

registered: 23.05.03
Posts: 1627

Грузiя/Одеса
  
last visit: 10.05.18
http://image004.mylivepage.com/chunk4/65676/50/%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%B05.jpg



отредактировано: Симон, 02 Мар, 2006 г. - 20:34 PM


1. Я ЗНАЮ, У МОЕГО НАРОДА ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
2. ОСТАНОВИСЬ И ЗАДУМАЙСЯ, А ЧТО Я ДЕЛАЮ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБ БЫЛО ВСЕ ХОРОШО?!

Top  Profile send PM Homepage
 
Симон Posted: 02.03.2006, 06:27
Модератор
Модератор
Симон

registered: 23.05.03
Posts: 1627

Грузiя/Одеса
  
last visit: 10.05.18
Храм ИШХАНИ

იშხანი

ქართული ხუროთმოძღვრების ძეგლი, შუა საუკუნეთა საქართველოს ერთ-ერთი დიდი სამონასტრო ცენტრი. მდებარეობს ტაოში; მდინარე ოლთისისწყლის მარჯვენა ნაპირზე (ახლა თურქეთის ფარგლებშია).

თავდაპირველი ეკლესია (ბანის ტიპის წრიულ გარსშემოსავლელში მოქცეული ტეტრაკონქი) VII ს. 30-იან წლებში ეპისკოპოსმა ნერსესმა ააშენა. არაბების შემოსევის დროს დანგრეული და მიტოვებული ეკლესია IX ს. I ათეულ წლებში გრიგოლ ხანძთელის მოწაფემ საბა იშხნელმა განაახლა. X ს-ში ტაძარი კვლავ საფუძვლიანად აღადგინეს, მაგრამ საბოლოო სახე ტაძარმა 1032 წელს, ბაგრატ IV-ის მეფობის დროს, ხუროთმოძღვარ ივანე მორჩაის-ძის ხელში მიიღო.

იშხნის თავდაპირველი, ნერსესისეული, ტაძრისაგან გადარჩა მხოლოდ საკურთხევლის ნახევარწრიული აფსიდი სვეტებზე დაყრდნობილი თაღების მწკრივით. ძველი აფსიდი გარედან მთლიანად დაფარულია ახალი კედლებით. ახლანდელი ტაძარი თვალსაჩინოდ წაგრძელებული ჯვაროვან-გუმბათოვანი ნაგებობაა, რომლის ჯვარისებრი მოხაზულობა თითქმის მთლიანად იხატება გარედანაც მიწის დონეზე. დასავლეთის, ჩრდილოეთის და სამხრეთის მკლავები სწორკუთხაა. საკურთხევლის აფსიდის ორივე მხარეს მცირე აფსიდებით დასრულებული სადიაკვნე და სამკვეთლოა. დასავლეთის მკლავი წარმოადგენს სწორკუთხა დარბაზს, რომლის გრძივი კედლები პლასტიკურადაა დანაწევრებული კედლის სვეტებით. ჩრდილოეთით მას გრძელი, უაფსიდო სადგომი ეკვრის. გუმბათი ეყრდნობა ოთხ თავისუფლად მდგომ ბოძს, რომელთაც ძლიერ პროფილირებული და ჩუქურთმებით შემკული ბაზისები და სვეტისთავები აქვს. მრგვალი გუმბათის ყელი შიგნიდან და გარედან წვრილი ლილვებითა და გრეხილებზე დაყრდნობილი თაღებითაა შემკული.

იშხნის ტაძარი ორნამენტის მრავალფეროვნებით, სიმდიდრითა და ხარისხით თავისი დროის უმნიშვნელოვანესი ძეგლია. ტაძრის შიგნით ძველი, XI ს-ის I ნახევრის, მხატვრობის ფრაგმენტებია.

დიდი ეკლესიის გვერდით ჩუქურთმებით შემკული პატარა სამლოცველოა (1066 წელი). იშხნის მონასტერი კულტურულ-საგანმანათლებლო კერა იყო. ჩვენამდე მოღწეული ზოგიერთი ნუსხის მინაწერი მოგვითხრობს იშხნელ მოღვაწეთა მწიგნობრულ საქმიანობაზე. ილარიონ იშხნელის (X-XI ს.ს.) დაკვეთით არის გადაწერილი ასკეტურ თხზულებათა კრებული (A-35) და მესტიის სახარება (1033 წელი). ამბერკი იშხნელის (XVI ს.) დავალებითა და დახმარებით განუახლებიათ 1233 წლით დათარიღებული ხელნაწერი (A-85)

ქსე. ტ. 5. გვ. 288


ИШХАНИ

Памятник грузинской архитектуры, один из главных монастырских центров средневековой Грузии, расположенный в Тао, на правом берегу Олтисцхали (сегодня - территория Турции).

Основал церковь епископ Нерсес в 30-ых VII века (подобно Бане – окоймлённый тетраконхом). Во время арабского нашествия в начале IX века церковь была разрушена и покинута, но позже была восстановлена Сабой Ишхнели, учеником Григола Хандзтели. Церковь была перестроена и обновлена также в 10 веке, но окончательно перестроена архитектором Иване Морчаисдзе в 1032 году во время правления Баграта IV.
Со времён Нерсеса сохранились только полукруглая апсида алтаря с рядом арок, поддерживаемых колоннами. Внешний облик первоначальной апсиды скрыт новыми стенами. Сегодняшний храм - заметно удлинённое, крестово-купольное здание, крестовая форма которого видна при наблюдении снаружи с уровня земли. Западное, северное и южное крыло (плечо) – прямоугольны. На обеих сторонах алтарной апсиды располагаются дьяконские комнаты. Западное крыло – прямоугольный зал с длинными (линейными) стенами, великолепно разделёнными стенными колоннами. Длинное помещение без апсиды расположено в северной части. Купол операется на четыре колонны, имеющие сильно профилированный базис (основание) и резной орнамент в верхней части. Круглый купол орнаментирован внутри и снаружи тонкими колоннами и сводами, лежащими на витых крученных колонках.

Разнообразие и качество орнаментов храма выделяет Ишхани из числа архитектурных памятников того времени. Интерьер храма имеются фрагменты живописи, восходящей к началу (первой половине) 11 века.

К церкви примыкает небольшая часовня восходящая к (времён 1066 года) с резным орнаментом. Ишханский храм был культурным и образовательным центром. Некоторые записи, сделанные в дошедших до нам списках, рассказывают о литературной и образовательной деятельности ишханских учёных. У Илаэриона Ишхнели (10-11 вв) переписал собрание аскетичных работ (1035) и перевёл местийское Евангелие. Амберки Ишхнели (16 век) восстановил рукопись 1233 года.

ГСЭ, том 5, с. 288

ISHKHANI

A monument of Georgian architecture, one of the major monastic centers of medieval Georgia is situated in Tao, on the right bank of the river Oltisistskali (currently within Turkey).
In the 30s of the 7th century Bishop Nerses had the first church (similar to Bana, an encircled tetragon) built. During the Arabian invasion in the early 9th century the church was destroyed and abandoned but was later rebuilt by Saba Ishkhneli, an apprentice of Grigol Khandzteli. The church was rebuilt and renovated in the 10th century as well but was finally rebuilt by architect Ivane Morchaisdze in 1032 during the reign of Bagrat IV.
Only semicircle apse of the alter with a row of arches rested upon pillars of the first temple has been preserved from the times of Nerses. The exterior of the original apse is covered by new walls. The current temple is a vividly elongated, cross-dome building the cross shape of which is obvious from the outside on the ground level as well. The western, northern and southern arms are rectangular. On both sides of the alter apse are located deacon chambers. The western arm is a rectangular hall the linear walls of which are gracefully divided with wall columns. A long habitation without an apse is located in the northern part. The cupola is rested upon the four pillars having strongly profiled basis and ornamental carving on the tops. The round dome is ornamented within and without with thin shafts and vaults resting upon twisted columns.
Diversity and quality of its ornaments distinguishes Ishkhani temple from all the other monuments of its time. The interior of the temple holds fragments of paintings dating back to the early (the I half) 11th century.
Adjacent to the church is a little chapel (dating back to 1066) with ornamental carving. Ishkani temple used to be a cultural and educational center. Some of the notes made to the lists that have come down to us tell us about literary and educational work of Ishkhani scholars. Ilaerion Ishkhneli (the 10th-11th centuries) had collection of ascetic works copied (1035) and Mestia Gospel translated (1033). Amberki Ishkhneli ( the 16th century) had a manuscript dating back to 1233 renewed. (A-85).

G.S. E. v. 5, p. 288





1. Я ЗНАЮ, У МОЕГО НАРОДА ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
2. ОСТАНОВИСЬ И ЗАДУМАЙСЯ, А ЧТО Я ДЕЛАЮ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБ БЫЛО ВСЕ ХОРОШО?!

Top  Profile send PM Homepage
 
dikun-dikun Posted: 02.03.2006, 06:29

dikun-dikun

registered: 25.07.04
Posts: 294


  
last visit: 02.07.10
Simon bolshoe spasibo za takuucenuu infoo!!!!
tolko vot fotografii pomoemu ne vidno...:(


Путешествие в Грузию – www.visit-georgia.info
Top  Profile send PM Homepage
 
Симон Posted: 02.03.2006, 06:38
Модератор
Модератор
Симон

registered: 23.05.03
Posts: 1627

Грузiя/Одеса
  
last visit: 10.05.18
Да вчера и еще сегодня было видно, теперь незнаю что делать, превышен что ли какой то лимит, на том сайте где все я эти фото загружаю и старые фото не будут наверно временно показываться icon_frown ((


1. Я ЗНАЮ, У МОЕГО НАРОДА ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
2. ОСТАНОВИСЬ И ЗАДУМАЙСЯ, А ЧТО Я ДЕЛАЮ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБ БЫЛО ВСЕ ХОРОШО?!

Top  Profile send PM Homepage
 
Симон Posted: 02.03.2006, 06:50
Модератор
Модератор
Симон

registered: 23.05.03
Posts: 1627

Грузiя/Одеса
  
last visit: 10.05.18
Храм Ишхани , кроме того что провалилась крыша, также обезображен пристройками непонятного назначения, вообщем сами увидите счто стены храма с одной строны закрыта какой то пристройкой.

Но резьба у этого храма так искусно сделана, что порождает воображение. сразу видно что это цветущий век грузинского искусства 11 века (точнее его пика его особого расцвета первой половины - до вторжения турок сельдуков), так как именно в этом веке так искуссно покрывались грузинские храмы такой резьбой.

Это один из уникальных творений грузинского народа, больше такого уровня храмов в Грузии просто вы ненайдете!!!, такого поразительного уровня и мастерства исполнения.

Сначало общий план, а потом детали храма. Первые фото по качеству не очень, извините.

Вид местности вокруг храма



http://image004.mylivepage.com/chunk4/65676/49/ishxani_3.jpg

http://image005.mylivepage.com/chunk5/37035/33/ishkhani.jpg


http://image005.mylivepage.com/chunk5/37035/33/05-10-09_11-51-40_picasso_resize_100.jpg





отредактировано: Симон, 03 Мар, 2006 г. - 12:33 PM


1. Я ЗНАЮ, У МОЕГО НАРОДА ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
2. ОСТАНОВИСЬ И ЗАДУМАЙСЯ, А ЧТО Я ДЕЛАЮ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБ БЫЛО ВСЕ ХОРОШО?!

Top  Profile send PM Homepage
 
Симон Posted: 02.03.2006, 06:53
Модератор
Модератор
Симон

registered: 23.05.03
Posts: 1627

Грузiя/Одеса
  
last visit: 10.05.18
http://image005.mylivepage.com/chunk5/37035/33/ishxani1.jpg

http://image005.mylivepage.com/chunk5/37035/33/05-10-09_12-20-04_shatirishvili_resize_184.jpg


1. Я ЗНАЮ, У МОЕГО НАРОДА ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
2. ОСТАНОВИСЬ И ЗАДУМАЙСЯ, А ЧТО Я ДЕЛАЮ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБ БЫЛО ВСЕ ХОРОШО?!

Top  Profile send PM Homepage
 
Симон Posted: 02.03.2006, 06:57
Модератор
Модератор
Симон

registered: 23.05.03
Posts: 1627

Грузiя/Одеса
  
last visit: 10.05.18
http://image005.mylivepage.com/chunk5/37035/33/05-10-09_12-30-35_kakha_154.jpg

http://image005.mylivepage.com/chunk5/37035/33/05-10-09_12-19-08_kakha_575.jpg



1. Я ЗНАЮ, У МОЕГО НАРОДА ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
2. ОСТАНОВИСЬ И ЗАДУМАЙСЯ, А ЧТО Я ДЕЛАЮ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБ БЫЛО ВСЕ ХОРОШО?!

Top  Profile send PM Homepage
 
Goto page : 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 Next Page


Частичное или полное копирование материалов с портала «Georgia : Грузия» разрешается
только с письменного согласия главного редактора портала.

 Rambler's Top100 www.nukri.org